В поисках храма Николы Закамского в Москве
С 8 по 11 июля 1910 года состоялось первое посещение, к нему относящаяся брошюра была издана в 1912 году. Называлась она так: «Под молитвенным покровом святителя Николая Ее имп. высочество благоверная государыня и великая княгиня Елизавета Феодоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля в Николо-Березовке Уфим. епархии». Скачать можно по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/VZOm6Ghj612-Gg.
В начале брошюры есть глава, посвященная истории иконы св. Николая, которая ранее находилась в Николо-Берёзовке. История в целом известная: о появлении иконы в здешних местах, а также о том, как царь Иван Грозный, прослышав о ней, повелел отправить икону в Москву. Приказ был исполнен, но вскоре икона вернулась назад — на место явления.
Но одна деталь всё же оказалась для меня новой. В тексте прямо указывается, что «Царь Иванъ Васильевичъ Грозный, во дни Самодер-жавія котораго явилась Св. икона, услышавъ о чудесахъ, бывшихъ отъ нея, повелѣлъ принести ее къ себѣ, въ Москву, и устроить въ честь ея въ стольномъ градѣ храмъ, именуемый храмомъ Закамскаго Николы.»
Поиск «Храма Закамского Николы»
По запросу “москва храм закамского николы” (Яндекс, Google) нет ничего конкретного, лишь многочисленные статьи об иконе Николы Закамского.
В тексте уточняется, что “икона была снова отправлена чрезъ предѣлы только что покореннаго Казанскаго татарскаго царства на мѣсто явленія”. Взятие Казани было в 1552 году, значит и храм Закамского Николы был «устроен» примерно в это же время.
Кстати, если кто-то представляет Ивана Грозного в этот момент, как болеющего сурового старика, то он ошибается — в 1552 году ему едва перевалило за 20 лет.
В поисках нашел и такую статью в Википедии: Берёзовская святителя Николая Чудотворца икона.
Отмечу, что до 2021 года в конце этой статьи было указано название искомого объекта — Церковь Закамского Николы (церковь на Грязи) г. Москва.
К сожалению, информацию о церкви на Грязи в Москве довольно разноречивая. Мне где-то попалось обсуждение, что речь о церкви «Божией Матери Живоносный Источник» в Царицыно, но не удалось найти никакой информации о прежних постройках и какой-либо связи с историей про Ивана Грозного и Березовской иконой.
Церковь Николы Заяицкого в Москве?
Но уже в текущей версии статьи указана другая церковь — церковь Николы Заяицкого.
Причем ссылка введет на одноименную статью, в которой также ничего нет о Берёзовке, иконе и Иване Грозном. Тем не менее, в некоторых путеводителях встечается упоминание о легенде, согласно которой в XVII веке яицкие казаки подарили храму икону св. Николая. И вообще, история этого храма, публикуемая в разных местах, на мой взгляд, сильно перепутана:
Церковь Святителя Николая Чудотворца в Заяицком по одной из версий связывают с заяцкими казаками (с реки Яик, ныне Урал), которые построили на этом месте деревянную церковь во имя Николая угодника во времена отражения нашествия польских войск в начале XVII века. Другая версия говорит в пользу того, что здесь проживали заяицкие татары, торговавшие в Москве бухарскими товарами. Кроме этого, существует предположение, что название храму дала основная икона церкви, которая была привезена с Заяицкого острова, принадлежащего Соловецкой обители.
На этом всё?
Журналист Фёдор Бреднев опубликовал следующий текст:
В 1550 году Иван Грозный повелел перевезти в Москву икону из Никольского храма и стал строить для неё в стольном граде Закамский храм. Везли её северным путём, огибая территорию Казанского ханства, которую дважды штурмовал своими войсками Иван Грозный, но неудачно.
После того, как икона была доставлена, царь заболел и лекари его не могли излечить. Болезнь не отступала до тех пор, пока государю не явилось видение во сне: верни икону и болезнь отступит.
В 1553 году икона с почётом была отправлена в Николо-Берёзовку маршрутом через Казань. Учитывая опыт двух попыток штурма Казани, Иван Грозный основал на Свияжском острове крепкий укреплённый редут и с третьей попытки взял Казань.
Проходжом через город известной иконы царь хотел лишний раз показать своё присутствие в бывшем Казанском ханстве. А чтобы на икону никто не покушался и не повредил, впереди пешего похода несли царский хоругвь, следом шли солдаты из царской охраны.
Да, в этой записи есть более развернутая легенда, но нет ни одного упоминания об источниках. Там же в комментариях один из читателей выразил логичные сомнения в достоверности даты основания села, которая так или иначе привязана к истории с иконой и Иваном Грозным.
Чтобы расставить все точки над ё, считаю, нужно найти документы эпохи Ивана Грозного, которые могли подтвердить интерес царя к иконе св. Николая из Николо-Берёзовки или перемещения этой иконы в Москву и обратно.
С другой стороны, если вернуться к брошюре, то ее составителем был священник Сергей Покровский, по всей видимости, из Уфимского комитета православного миссионерского общества. Если в 1912 году у него была такая информация, то где он ее мог взять?
Вопросов больше, чем ответов, но история более чем увлекательная! Продолжение, возможно, следует…